Ценности компании — для всех и каждого!

Сотрудники компании слаженно, плечом к плечу работают не один год; вместе переживают и радость побед, и горечь поражений. И все же… Время от времени, а то и с незавидным постоянством, у коллектива пропадает чувство локтя и сопричастности к общему делу, заинтересованность в результатах труда.

Какова первооснова корпоративного успеха?

Прежде всего, у коллектива должна сформироваться устойчивая система ценностей. Впрочем, это характеризует и отдельную целеустремленную личность, проявляясь в активной жизненной позиции, ответственности за себя и свое дело, инициативе, творчестве и многом другом.

Если говорить об организации, ее ценности – это тот моральный стержень, на котором зиждется сплоченность сотрудников и вокруг которого создается единство взглядов и действий, а значит, обеспечивается достижение поставленных перед компанией целей и задач.

Стойкая преданность ценностям компании, как и умение руководства этими ценностями управлять, – один из важнейших залогов устойчивого развития. В противном случае, коллектив из единой семьи превращается в сообщество враждебных партий, оппонентов и соперников.

Ценности и личность

Сегодня специалист, обладающий высокой квалификацией и рассчитывающий на получение достойного вознаграждения за свой труд, как говорится, «знает себе цену». При выборе работы для него важны не только деньги, но и уважительное к себе отношение, психологический климат в организации, культурные ценности которой соответствовали бы его личностным ценностным ориентирам.

Именно личностные ценности побуждают человека к тем или иным действиям, формируют определенный поведенческий стереотип.

В качестве примера можно привести семейные ценности. Культивирующие их женщины отказываются от карьеры, отдавая предпочтение домашнему очагу, в особенности если работа связана с ненормированным рабочим днем.

Представители сильного пола, напротив, стремятся найти работу с достойным заработком, не отказываются от сверхурочных работ и командировок, оправдывая «звание» кормильца семьи.

Для людей творческих профессий и соответствующего личностного склада важны такие ценности, как уважение к интеллектуальному труду и интеллектуальной собственности, возможность самостоятельно выстраивать свой рабочий день, работать по свободному графику.

Обобщенно, личностные ценности определяют как базовые и инструментальные. Базовые ценности имеют непреходящее значение для любого человека; таковы безопасность и благосостояние, гармония с окружающими и самим собой…

Инструментальные ценности, как явствует из самого названия, – инструмент для достижения поставленных целей, а именно инициативность и предприимчивость, работоспособность и ответственность, креативность и умение работать самостоятельно. Эти ценности мотивируют работника, побуждают его творить, думать, действовать.

Ценности и коллектив

Коллектив складывается из отдельных «я». Поэтому в рамках компании и ее общих ценностных установок каждый отдельный сотрудник занимает индивидуальную ценностную позицию. В процессе межличностного общения ценностные установки отдельного индивидуума могут нивелироваться, подвергаться изменениям, что обусловлено влиянием ценностей, общих для всего коллектива, или же ценностей, пользующихся уважением у отдельных его представителей. Последние, будучи зачастую «старослужащими», притягивают к себе вновь пришедших сотрудников, вводят их в курс дела, «воспитывают», оказывая на первых порах поддержку советом и дружеским участием. Так происходит интеграция новых сотрудников, а точнее их личностных установок, в общепринятую в компании систему ценностей, что является ключевым элементом более сложных процессов сплачивания коллектива на основе общности жизненных принципов и стереотипов поведения.

Такая интеграция, как и вообще формирование ценностей компании, может быть процессом как спонтанным, так и управляемым. Задача менеджмента – направить эти процессы в правильное русло. Для этого следует создать психологическую атмосферу, при которой реализация стратегии компании лежит в плоскости признанных сотрудниками ценностей, что в свою очередь способствует консолидации усилий всех категорий работников. Управление ценностями компании формирует такое важнейшее конкурентное преимущество, как приверженность каждого сотрудника своей компании, и проявляется в отношении коллектива к стратегическим целям и стилю управления, а также руководству.

Следует учитывать: личностное отношение к работе напрямую связано с возможностью удовлетворения связанных с ценностями интересов. Если цели и политика компании не соотносятся с ценностями и интересами сотрудника, его активность и результативность может снижаться, уступая место принципу: «день прошел – и ладно».

В идеале, цели и политика компании должны органично и гармонично сочетаться с ценностями как отдельного работника, так и коллектива в целом.

Управлять — значит предвидеть

Современная теория и практика менеджмента рассматривают управление ценностями как одно из ключевых направлений. Каковы его основные моменты?

Прежде всего, отметим: ценности компании представляют собой иерархическую систему, «ценностный интерфейс». Выделяют как ценности компании в целом, так и ценности ее отдельных подразделений. Ценности «верхнего» эшелона должны соотноситься с ценностями эшелона «нижнего»; между ними ни в коем случае не должно возникать противоречий. Не секрет, что во многих компаниях имеет место ставший уже «традиционным» конфликт между бухгалтерией и отделом продаж. Это не что иное, как проявление несогласованности ценностного интерфейса. В этом контексте можно отметить, что ценности сотрудников должны, во-первых, не противоречить ценностям своего подразделения, а во-вторых, ценностям компании в целом.

Управление ценностями, выстраивание должной их иерархии, согласование ценностных интерфейсов взаимодействующих подразделений представляет собой не простую задачу. Ее решение приходит как спонтанно в процессе развития организации, так и осознанно, посредством компетентного управления, которое находит выражение в организационных правилах, нормах и традициях, регламентирующих поведение сотрудников в рамках выполнения должностных обязанностей и заданий, осуществления делового взаимодействия, межличностного общения.

Система ценностей всего коллектива должна соответствовать тем целям, которые поставлены перед фирмой ее владельцами, акционерами.

Компания, проводящая территориальную экспансию, создающая многочисленные филиалы, должна иметь иную систему ценностей, нежели та, цель которой – повышение рыночной стоимости своих активов.

Организация, занимающаяся научно-техническими разработками, должна опираться на иную систему ценностей, нежели фирма по разведению декоративных рыбок и продаже аквариумов…

Все ценности — общие

Подведем итоги. Их можно свести к следующим положениям.

  • Как и отдельный человек, компания имеет собственную систему ценностей, являющуюся ключевым фактором достижения успеха.
  • Поведение сотрудника базируется на присущих ему ценностях. Поведение тех, для кого на первом месте семья, отличается от поведения тех, кто отдает предпочтение хорошему заработку.
  • Сотрудник работает с максимальной отдачей, если его личностная система ценностей совпадает с системой ценностей компании. Такой сотрудник исполнителен, ответственен, лоялен, проявляет искреннюю заботу об успехе компании, связывает с компанией долгосрочные планы, готов работать не только за материальное вознаграждение.
  • Управление ценностями позволяет согласовать взаимодействие между подразделениями компании, расставляя для каждого соответствующие приоритеты.
  • Ценности компании должны не только декларироваться и культивироваться менеджментом, но и разделяться и поддерживаться большинством персонала. Их формирование – результат сознательных усилий руководства, деликатности и проявления искреннего уважения к ценностям работника.

Сергей Васильев