Традиции и амби­ции

«Происходит изобретение «традиций» задним числом, для оправдания про­из­во­ла. Когда появляется прослойка людей, представители которой могут позволить присматривать себе новых жен в ближайшей школе или при­ка­пы­вать в огороде непокорных дочерей, сразу появляются и соответствующие этому «традиции», — констатирует Михаил Пожарский.

 

«Тот, кто не имеет сострадания, жесток» (Б. Мандевиль). «Жестокость и страх пожимают друг другу руки» (О. Бальзак).

 

Так действует настоящий колониализм

Халимат Тарамова, 22-летняя чеченка, пыталась скрыться в Махачкале, в шелтере для жертв домашнего насилия. Однако от любящей семьи не скроешься. В результате блистательной совместной операции дагестанских и чеченских силовиков шелтер был разгромлен, а девушка возвращена домой, где ее продолжат «воспитывать» молитвой и наказаниями. Вдогонку на телеканале «Грозный» вышел репортаж о том, что девушка всем довольна, и только «псевдолиберальные СМИ» мутят воду.

Лет пять тому назад была история, когда 17-летнюю школьницу насильно выдавали замуж (второй женой) за то ли 40-летнего, то ли 50-летнего начальника местного РОДВ. Тогда «Новая газета» подняла бучу вокруг этой истории, но вскоре всех успокоили знакомыми заявлениями о том, что это либеральные СМИ мутят воду, а в реальности все у всех совершенно добровольно. (Под занавес телеканал «Лайф» показал чудесный репортаж со свадьбы, где были счастливые родственники и белая словно стенка невеста, не иначе как от счастья.)

Неверно осмыслять Северный Кавказ как очаг традиционализма: еще три-четыре десятка лет тому назад всей этой повальной дичи там попросту не было (по крайней мере, как массового явления). Ни убийств чести, ни «вторых жен» со школьной скамьи, ни преследования беглых рабынь полицейскими силами двух республик.

Что реально происходит, так это изобретение «традиций» задним числом для оправдания произвола. Когда появляется прослойка людей, представители которой могут позволить присматривать себе новых жен в ближайшей школе или прикапывать в огороде непокорных дочерей, сразу появляются и соответствующие «традиции».

Именно так действует настоящий колониализм. Нет, вовсе не тот колониализм, когда колонизатор навязывает свои порядки. А тот колониализм, когда колонизатор приходит к местному царьку и просто дает ему вагон винтовок в обмен на блестяшки. В итоге довольный царек разгоняет совет старейшин (давно мешает) и уничтожает всё что в традиционном обществе ограничивало его власть. (Разумеется, всё это под соусом «1000 лет так жили».) Жизнь, которая в традиционном обществе и так не сахар, становится адом.

Михаил Пожарский