Искусство сохранять свою личность

«Не внешнее положение, не преимущества рождения делают человека, а лишь то, в какой мере ему удастся сохранить свою личность и жить своей жизнью. Тот, кто думает о своей свободе, уважает и все свободы на земле», — написал Стефан Цвейг, рассуждая о жизни и творческом пути Мишеля де Монтеня, французского писателя и философа эпохи Возрождения, автора книги «Опыты».

Защита цитадели

Ошибочно и преступно лишь одно: стремиться заключить этот многогранный мир в рамки доктрин и систем, ошибочно отвращать людей от их свободных суждений, от того, чего они действительно хотят, принуждать их к тому, что им чуждо. Эти совратители попирают свободу, и ничего Монтень не ненавидит так, как буйное помешательство диктаторов духа, дерзко и самонадеянно желающих навязать миру свои «новшества» как единственную и бесспорную истину, которым ради победы их идей безразлична кровь сотен тысяч людей.

Так Монтень, подобно всякому свободному мыслителю приходит к идее терпимости. Желающий сам свободно мыслить, дает право на это другим, и никто более Монтеня не уважал это право. Никакую веру, никакое мировоззрение он не отклоняет заранее. Его суждения не замутнены никакими предубеждениями. «Ни в коем случае я не впадаю в обычную, распространенную ошибку — я никогда не сужу о других по себе». Он предостерегает от горячности и грубой силы, способных одурманить и погубить, в сущности, хорошую душу.

Все должны знать — этому имеются доказательства, — что человек может быть свободен всегда, в любые времена. Когда Торквемада посылал сотни людей на костер, когда Кальвин поддерживал процесс ведьм, а своего противника сжег на медленном огне, панегеристы оправдывали и Торквемаду, и Кальвина, говоря, что иначе поступить не могли, что от взглядов своего времени полностью отойти невозможно.

Но человеческое вечно. Гуманные люди жили всегда — и во времена «Молота ведьм», и при инквизиции, и все же фанатикам ни на мгновенье не удавалось смутить дух порядочности и гуманизма таких людей, как Эразм, Кастеллио, Монтень. И если другие, профессора Сорбонны, вероучители вроде Кальвина, Цвингли, вельможи церкви, заявляли: «Мы знаем правду», девизом Монтеня был вопрос: «Что знаю я?» И если те пыточными орудиями, казнями, изгнанием хотели навязать свое: «Вы должны жить так!», совет Монтеня гласил: «У вас должны быть свои мысли, а не мои! Живите своей жизнью! Не следуйте слепо за мной, будьте свободны!»

Кто думает о своей свободе, уважает все свободы на земле.

Из книги Стефана Цвейга «Монтень»