Нет интеллигенции — нет проблем

«Как только интеллигенты создают новые и очень нужные идеологемы, вокруг которых можно строить движения, партии или государственные режимы, их, интеллигентов, тут же выкидывают — чтобы они не стали свое детище «проблематизировать», — написал Евгений Ихлов.

Про настоящую интеллигенцию

Если расширить концепцию профессора Игоря Яковенко о пронизанной гностицизмом Малой традиции и соединить ее с концепцией Г. С. Померанца о роли интеллигенции и необходимости осмысления как поиска сложности, а не упрощения, то мы получаем определение Настоящей Интеллигенции как социального слоя, проблематизирующего бытие и этим противостоящего интеллектуалам — системо-создателям.

Тут соотношение как между библейскими пророками и храмовым клиром.

Слова Иисуса: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы — как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того». (Лк, 11:44), за полвека до этого «герои» его обличений на каждом углу Иудеи и Галилеи сами произносили в адрес саддукейской храмовой верхушки — и шли за это на крест.

Когда Стругацкие — к восторгу своей аудитории — изобразили идеальную интеллигенцию как многовековых строителей храма культуры и прогресса, то здесь была с их стороны роковая историософская ошибка: интеллигенция — это как раз наследники пророков, ессеи, сочинявшие во времена величия Второго Храма (Ирода), в своих укрывищах у Мертвого моря, правила возведения Третьего Храма Праведных и службы в нем (и именно об этом противостоянии Храмов говорил Га-Ноцри: который разрушит и который в три дня возведет Машиах в его лице [даже зная наперед свою участь, нельзя назвать тремя днями промежуток с 7 вечера в пятницу до воскресной полуночи], за кои подрывные речи и был казнен — это ведь был полный эквивалент тезиса, что государства мунафиков падут и создастся Истинный Халифат для всей Уммы).

 

Настоящий интеллигент — это не просто носитель критического дискурса, но тот, кто стремится проблематизировать культуру, деконструировать официальную или субкультурную идеологическую мифологию.

 

И, в этом смысле, его «Малая Традиция» — вечная война с «Большой Традицией», которая как раз и опирается на социальные мифы: тусовочные, партийные, этнические, государственные.

Поэтому, как только интеллигенты создают новые и очень нужные идеологемы, вокруг которых можно строить движения, партии или государственные режимы, их, интеллигентов, тут же выкидывают — чтобы они не стали свое же детище «проблематизировать».

И правильно выкидывают! Потому что как с таким отношением к действительности вести «настоящую политику»?

Евгений Ихлов (в сокращении)